Маршрутную сеть города изменили благодаря казанцам
9 октября 2006 года

1. Почему городская власть пошла на оптимизацию транспортной системы?

Сегодня улично-дорожная сеть не справляется с тем потоком транспорта, который сейчас есть в Казани. По данным ГИБДД, сегодня на наши улицы выезжает порядка 179 тысяч машин. Большое количество автобусов, которые едут по одним и тем же маршрутам и часто просто повторяет половину пути движения другого. А отсюда и гонки между водителями – кто проедет быстрее и заработает больше денег.

2. Правда ли, что в городе оставят только большие автобусы, а «пазики» и «газельки» исчезнут?

На самом деле новая транспортная схема предполагает существование как «маленьких» автобусов, так и больших. Там, где это экономически невыгодно или дороги слишком узкие, оставят автобусы малой вместимости. Никто не собирается и убирать «газельки» и «пазики». К транспорту предъявляются только два основных требования – они должны быть низкопольными и иметь двигатель Евро-3. Таким требованиям «газельки» и «пазики» сегодня не отвечают. Однако с нового года они разом не исчезнут с казанских дорог – замена подвижного состава на автобусы получше будет происходить постепенно. Что касается марки будущих автобусов, то мэрия планирует закупить автобусы «Нефаз», а частные перевозчики пока выбирают: будут это «мерседесы», «хюндаи» либо что-то другое. Покупать их будут на условиях лизинга.

3. Я слышал, что количество автобусов сократят, это значит, нам опять придется стоять на остановка подолгу, как раньше? Кроме того большой автобус неповоротлив.

Интервал движения будет составлять от 3 до 7 минут на маршруте. Зато в большом автобусе поместятся все желающие и не будут пропускать по 2-3 битком набитые машины. Что касается неповоротливости автобусов, то на самом деле городские дороги позволяют такому транспорту маневрировать. Если вместо хаотично движущихся и мешающих друг другу маленьких газелек пустить транспорт по расписанию, скорость передвижения от этого только возрастет.

4. Из-за новой маршрутной сети мне придется пересаживаться несколько раз и платить в два раз больше.

Чтобы не ударить больно по кошельку казанцев, к лету введут автоматизированную систему оплаты проезда (потому-то и схема маршрутов до этого времени не изменится). Для этого изготовят специальные электронные карточки, которые будут едиными для всех видов транспорта. Для считывания информации на дверях всего городского транспорта поставят специальные устройства – валидаторы. Так же у кондукторов будет персональные «ридеры» (переносные «прочитыватели» информации). Карточка избавит вас от необходимости судорожно шарить по карманам в поисках монет, устройство ридер считает информацию в радиусе 15 сантиметров. Финансировать проект будет один из крупнейших банков республики. Еще одно новшество – стоимость проезда будет зависеть от расстояния, которое вы проехали. Однако в целом, даже если вы прокатились из одного конца Казани в другой, стоимость будет в рамках 10 рублей. Также карточки позволят сэкономить: допустим, при покупке карточки на 10 поездок получаешь скидку. Такого уровня системы, которую будут внедрять в Казани, в России еще нет. Создавая ее, инициаторы и разработчики учли имеющийся опыт огрехи, существующие в других городах.

5. Каких изменений удалось добиться казанцам?

Учитывая пожелания горожан, введение новой схемы начнется плавно с 1 января 2007 года и продлится до лета. Летом оно будет наименее болезненно для всех: все-таки сезон отпусков и летних каникул. Так что в течение полугода транспорт будет ходить как и раньше. А на тех 27 маршрутах, которые в ходе оптимизации не изменились, появятся 200 новых комфортабельных больших автобусов. Так же согласно пожеланиям горожан, были внесены некоторые изменения в схему маршрутов – у некоторых изменился путь движения, а какие-то удлинили. Например, из каждого района Казани до центра города можно будет доехать без пересадки (пожелание студентов). Так же по просьбам казанцев, один из маршрутов из поселка Левченко пройдет через Московский рынок (изначально его путь должен был пролегать через Кировский район). Будет автобус и из поселка Мирный до Проспекта Победы и из Высокой горы до речного порта (сейчас маршрут № 261, новый 91) через улицу Карла Маркса. .

6. Почему переименовали те маршруты, которые не изменились? Люди к ним уже привыкли.

В части нумерации транспорта был полный бардак, поэтому, раз уж решили наводить порядок в целом, нужно и сделать правильную нумерацию. Согласно приказу Министерства Транспорта РФ, маршруты должны нумероваться с 1 по 99. Так будет и в Казани. А чтобы горожанам было легче привыкнуть к новой нумерации, на каждой остановке будут стоять специальные аншлаги, информирующие о схеме и интервале движения тех или иных автобусов. В будущем на каждой остановке будет электронное табло, отслеживающее график движения автобусов с точностью до секунды. Так что вы сами решите: стоит ли вам ждать его или лучше доехать другим способом.

7. Когда утвердят новую схему?

Сейчас предложения по корректировке отправили разработчику – петербургскому институту территориального развития и транспортной инфраструктуры. Принять ее планируется в конце октября – первых числах ноября. Тогда же будет объявлен и конкурс среди частных перевозчиков.

Кстати, для жителей города в новой схеме движения городского транспорта есть и очевидные плюсы: после проведение конкурса между перевозчиками, должно улучшиться качество поездок: выиграют конкурс только те, у которых есть собственные базы, технический персонал, который будет проверять исправна ли машина. Будут следить и за манерами самого водителя – глядишь, тогда и хамства на наших дорогах за наши же деньги будет меньше.

Цифра дня

143 ДТП с участием автобусов зафиксировано за 9 месяцев этого года
В них погибло 3 человека, а 174 получили травмы. По вине частных перевозчиков произошло 87 ДТП, в которых пострадало 104 человека. За аналогичный период 2005 года их было 115 и 74 соответственно.

"КП-Казань", Дарья Ходик